Сюнман Кубо - один из ведущих мастеров «золотого века» укиё-э.
Сюнман Кубо родился в Эдо и, рано осиротев, воспитывался в семье дяди. В самом начале юноша изучал живопись и каллиграфию с Катори Нихико, затем стал учеником Китао Сигэмаса. Разносторонне образованный и одаренный художник, Сюнман работал в жанре бидзин-га (изображения красавиц), прославился как автор кёка (шутливые стихотворения), книжный иллюстратор и мастер лаковых инкрустаций. Работы Сюнмана отличались изящной красотой, изысканностью и нежной цветовой гаммой, благодаря введенной им техники печати бэни-гирай, где вместо яркого красного цвета использовались оттенки синей, серой и фиолетовой красок (серия «Виды шести драгоценных рек»).
Однако главным видом художественного творчества Кубо Сюнмана стал суримоно (поздравительные открытки к праздникам), специфический жанр японской ксилографии, в котором органично переплелись искусство и поэзия. Изобразительный ряд суримоно сопровождался стихотворными текстами, построенными на сложной системе ассоциаций, заставляя зрителя силой своего воображения создать законченный художественный образ. Возникновение суримоно связывают с возникновением во второй половине XVIII века техники многоцветной печати. Введенной выдающимся мастером Судзуки Харунобу. Суримоно Кубо Сюнмана в отличие от его станковых гравюр были необычайно красочны, со сложными композиционными построениями. Художник был увлечен многофигурными сценами и поисками общности персонажей и пейзажной среды. Не последнюю роль в выразительности суримоно играла эстетическая форма: художник активно применял технику золотого и серебряного тиснения, слюдяного напыления, придающего нежный мерцающий фон, использовал бронзовый и перламутровый порошок. Уход в декоративность и орнаментальность, увлечение материальной, осязаемой красотой вещей стал первой ступенью в овладении искусством натюрморта. В 1790-х годах Сюнман создал один из первых известных натюрмортов в гравюре.
В литературе Сюнман кроме поэзии писал также прозу под именем Нандака Сиран.
СУРИМОНО — жанр цветной ксилографии, сочетает изображение и текст (нередко стихотворный) и представляет поздравление с праздничными днями или торжественными (личными) событиями. Суримоно имели различные размеры, но форма была почти всегда неизменной — квадратная, так же как неизменным было использование самой высокосортной бумаги. Возникновение суримоно обычно относят примерно к 1765 г. Очевидно, это связано с введением в эти годы художником С. Харунобу печатания с многих досок — одноцветная гравюра превратилась в многоцветную.
И раз уж речь у нас сегодня зашла о суримоно, будет уместно дать справку о форматах, которыми пользовались японские граверы.
Нарезались листы для гравирования из листа обосё, имевшего размеры примерно 394 х 265 мм.
Форматы, получаемые из него по убыванию назывались так:
Обан – примерно 394 х 265 мм
Отандзакубан – примерно 394 х 176 мм
Тандзакубан – 379 (394) х 79 (132 мм)
Тюбан – примерно 197 х 265 мм
Кобан – примерно 197 х 133 мм